+7 (7252) 53-72-78
Авторизация

Клиринговая компания

 

Глава 1. Общие требования

 

  1. Настоящие Требования к аппаратно–программному комплексу клирингового центра АО «Товарная биржа «АКЦЕПТ» (далее – Требования) разработаны в соответствии с Правилами осуществления клиринговой деятельности по биржевым сделкам и Требований к аппаратно-программному комплексу клирингового центра товарной биржи утвержденные в Приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года № 729.
  2. Основные понятия, которые используются в настоящих Требованиях:
  1. аппаратно-программный комплекс (далее – АПК) – совокупность программного обеспечения и технических средств, совместно применяемых для решения задач определенного типа.

Глава 2. Требования

  1. Аппаратно–программный комплекс клирингового центра должен состоять из рабочих станций (компьютерной базы), серверного аппаратного обеспечения, программного обеспечения и обеспечивать:
  1. надежное хранение информации, защиту от несанкционированного доступа, целостность баз данных и полную сохранность информации в электронных архивах и базах данных при:

полном   или   частичном  отключении   электропитания  на   любом  участке программного обеспечения в любое время;

аварии  сетей,   телекоммуникаций,  разрыве  установленных  физических   и виртуальных соединений на любом этапе выполнения операции обмена данными;

попытке    несанкционированного   доступа   к    информации   программного обеспечения;

  1. многоуровневый доступ к входным данным, функциям, операциям, отчетам, реализованным в программном обеспечении. Программное обеспечение должно предусматривать не менее двух основных уровней доступа: "администратор" и "пользователь";
  2. контроль полноты вводимых данных (в случае выполнения функций или операций без полного заполнения всех полей программа обеспечивает выдачу соответствующего уведомления);
  3. поиск информации по индивидуальному запросу и по любым критериям, а также сортировку информации по любым параметрам и возможность просмотра информации за предыдущие даты;
  4. обработку и хранение информации по датам без сокращений;
  5. автоматизированное формирование форм отчетов, установленных нормативными правовыми актами, а также уведомлений, справок, выписок с лицевого счета, отчетов о проведенных операциях и документов, подтверждающих осуществление информационных операций;
  1. возможность архивации (восстановление данных из архива);
  2. возможность вывода выходных документов на экран, принтер или в файл;
  3. возможность обмена электронными документами;
  4. бесперебойное и непрерывное осуществление работы в случае сбоев в программном обеспечении;
  5. автоматизированный сбор, обработку и хранение информации по сделкам, по которым клиринговая организация осуществляет клиринговое обслуживание, ее сверку и корректировку;
  6. учет параметров всех заключенных сделок в торговой системе на товарной бирже, принятых на клиринговое обслуживание;
  7. формирование отчета по результатам клиринговой деятельности для членов товарной биржи;
  8. автоматическое проведение следующих операций путем интеграции с торговой системой товарной биржи:

раздельный учет средств члена товарной биржи;

блокирование средств члена товарной биржи по результатам сделок и снятие блокирования в результате их исполнения;

допуск членов товарной биржи к торгам;

  1. сохранность изменяемых данных члена товарной биржи и поиск зарегистрированного лица по прежним данным;
  2. сохранность информации по всем операциям, проведенным по клиринговому регистру учета за весь период;
  3. передача информации клиентам, расчетным организациям, товарной бирже и уполномоченному органу по защищенным каналам связи с использованием электронной цифровой подписи;
  4. идентифицировать факт получения документа от лица уполномоченного отдавать приказы для совершения операций по открытому им клиринговому регистру учета;
  5. проведение операций по клиринговым регистрам учета только на основании приказов уполномоченных лиц;
  6. ведение в произвольной форме журнала аудита в процессе функционирования программного обеспечения.
    1. Сохранность информации аппаратно–программного комплекса клирингового центра обеспечивается путем ежедневного автоматического сохранения резервной копии базы данных и системного журнала транзакций на дополнительном сервере.
  1. Защита информации клирингового центра обеспечивается основными уровнями доступа – «администратор» и «пользователь»:
  1. уровень доступа – «администратор» включает в себя:

определение групп пользователей, разделение их на категории по выполняемым функциям и установление им уровней доступа к информации, смена паролей;

блокирование доступа пользователей к данным и функциям программного обеспечения;

настройка параметров функционирования программного обеспечения;

просмотр подключенных к базе данных программного обеспечения пользователей;

открытие (закрытие) операционного дня;

отключение пользователей от базы данных программного обеспечения в случае необходимости;

смена рабочей даты;

создание архивных и резервных копий на съемных носителях данных долговременного хранения;

  1. уровень доступа – «пользователь» включает в себя:

периодическое    обновление    справочной   информации   в    базе    данных программного обеспечения;

ввод данных в программное обеспечение;

проведение в программном обеспечении определенных операций со средствами клиентов;

формирование отчетных (выходных) форм; сохранение необходимой информации;

печать отчетов и выходных документов.

  1. Для каждого пользователя программного обеспечения предусматривается вход по индивидуальному паролю. Для уровня доступа – «администратор» предусматривается возможность изменения паролей. Доступ к входным данным, функциям, операциям, отчетам обеспечивается посредством ввода соответствующего пароля, который меняется не реже одного раза в тридцать календарных дней.
  2. В программном обеспечении (независимо от уровня доступа) не допускается:
  1. содержание средств, позволяющих исполнить определенные функции и операции с нарушением установленного порядка их выполнения;
  2. иметь функции, позволяющие напрямую вносить изменения в данные сформированных выходных документов;
  3. изменение (удаление) данных о проведенных операциях и о состоянии клиринговых регистров учета, за исключением специально предназначенных для этого операций (функций).
  1. При выполнении операций программным обеспечением клирингового центра уведомляется о наступлении следующих условий:
  1. количество средств, подлежащих списанию с клирингового регистра учета, превышает количество средств на нем;
  2. нарушение сроков исполнения сделок;
  3. клиринговой регистр учета, с которого списываются средства, блокирован.
    1. Членом товарной биржи – пользователем аппаратно–программного комплекса клирингового центра выполняются следующие требования:
  1. на рабочем месте пользователя устанавливается антивирусное программное обеспечение с регулярно обновляемой антивирусной базой и автоматическая загрузка системных обновлений операционной системы;
  2. на персональном компьютере пользователя, используемом для проведения операций, не допускается установка программных средств, не предназначенных для решения задач по подготовке, обработке, передаче или ведению электронных документов;
  3. одному системному имени пользователя, по которому идентифицируется пользователь при входе в программную среду, соответствует одно физическое лицо.
    1. Для обеспечения бесперебойности и непрерывности функционирования аппаратно–программного комплекса клиринговый центр предусматривает наличие не менее двух источников бесперебойного электрического питания, один из которых используется в качестве основного, а остальные – в качестве резервных, либо единственный источник бесперебойного электрического питания, с наличием резервного генератора, готовым к немедленной активации.
    2. Серверное аппаратное обеспечение клирингового центра имеет в своем составе резервное оборудование, готовое к немедленной активизации в случае повреждения, уничтожения или невозможности использования основного оборудования. При этом помещение с серверным оборудованием оснащается системой контроля доступа.

 

 

                                                                                                        Реквизиты 

                                           г.Шымкент                                                                                                  дата: 11.06.2021

                                      Наименование/ФИО: Товарищество с ограниченной ответственностью ТОО "Клиринговый цент Жас Тулпар"

                                      БИН/ИИН: 150240031145

                                     Наименование банка: АО "BANKRBK"

                                     БИК:KINCKZKA

                                     ИКК (номер счета, валюты): KZ798210239812152085